15 основных задач гражданской обороны и пути их решения

15 основных задач гражданской обороны и пути их решения

Целью гражданской обороны является защита населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Для достижения этой цели в статье 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" сформулированы основные задачи в области гражданской обороны (всего их 15):

  • подготовка населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В Положении о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804) содержатся перечни мероприятий, направленных для решения законодательно утвержденных задач в области гражданской обороны.

Основные задачи в области гражданской обороны и мероприятия, направленные на их решение

1. Подготовка населения в области гражданской обороны         

Для решения этой задачи необходимо:

  • развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;
  • создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;
  • создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
  • пропаганда знаний в области гражданской обороны.

 

2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера        

Для решения этой задачи необходимо:

  • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;
  • создание локальных систем оповещения;
  • установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
  • комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;
  • сбор информации и обмен ею.

 

3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы              

Для решения этой задачи необходимо:

  • организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
  • подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
  • создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

 

4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты          

Для решения этой задачи необходимо:

  • строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
  • приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
  • подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
  • обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;
  • накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
  • обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;
  • приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

 

5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки          

Для решения этой задачи необходимо:

  • определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
  • разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
  • создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

 

6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера              

Для решения этой задачи необходимо:

  • создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий;
  • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;
  • разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;
  • организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;
  • учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

 

7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Для решения этой задачи необходимо:

  • планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;
  • создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
  • предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
  • проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
  • осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
  • определение численности населения, оставшегося без жилья;
  • инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;
  • предоставление населению информационно-психологической поддержки.

 

8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов              

Для решения этой задачи необходимо:

  • создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
  • тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
  • тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.

 

9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению        

Для решения этой задачи необходимо:

  • создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, расположенных на территории Российской Федерации, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения;
  • введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению);
  • совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

 

10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий        

Для решения этой задачи необходимо:

  • заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
  • создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;
  • организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.

 

11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Для решения этой задачи необходимо:

  • создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
  • восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;
  • охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

 

12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время

  • обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
  • создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
  • создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
  • создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
  • создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.

 

13. Срочное захоронение трупов в военное время          

Для решения этой задачи необходимо:

  • заблаговременное определение мест возможных захоронений;
  • создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
  • организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;
  • организация санитарно-эпидемиологического надзора.

 

14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера          

Для решения этой задачи необходимо:

  • создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
  • рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;
  • разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
  • заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;
  • создание страхового фонда документации;
  • повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

 

15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны  

Для решения этой задачи необходимо:

  • создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны;
  • подготовка сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
  • разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны;
  • разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.

 

Должностные обязанности работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

Что должен делать уполномоченный по гражданской обороне в своей организации по решению вышеуказанных задач? Если ответить коротко, то качественно и эффективно выполнять свои функциональные обязанности. Должностные обязанности работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, определены Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" и приказом МЧС России от 31.07.2006 N 440 "Об утверждении положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций".

В соответствии с вышеуказанными документами уполномоченный:

А) В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПРОДОЛЖАЮЩИХ РАБОТУ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ:

  • разрабатывает, уточняет и корректирует планы гражданской обороны;
  • осуществляет методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в представительствах и филиалах (если они имеются);
  • планирует и организует эвакуационные мероприятия, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах;
  • разрабатывает проекты локальных документов, регламентирующих работу в области гражданской обороны;
  • формирует (разрабатывает) предложения по мероприятиям гражданской обороны, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций;
  • ведет учет защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, принимает меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием;
  • организует планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, направленных на поддержание устойчивого функционирования организации в военное время;
  • организует разработку и заблаговременную реализацию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организует планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
  • организует создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций;
  • организует прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководящего состава;
  • организует оповещение работников организации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • организует создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;
  • планирует и организует подготовку по гражданской обороне руководящего состава организаций;
  • организует, планирует и осуществляет контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб организаций и осуществляет их учет;
  • участвует в планировании проведения аварийно-спасательных работ;
  • организует подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • планирует и организует проведение учений и тренировок по гражданской обороне, а также участвует в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке и выполнению мобилизационных планов;
  • формирует (разрабатывает) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • организует создание страхового фонда документации по гражданской обороне;
  • организует контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий гражданской обороны;
  • вносит на рассмотрение руководителю предложения по совершенствованию планирования и ведения гражданской обороны;
  • привлекает в установленном порядке к работе по подготовке планов, директивных документов и отчетных материалов по гражданской обороне другие структурные подразделения организации;

Б) В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПРЕКРАЩАЮЩИХ РАБОТУ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ:

  • организует взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть в мирное и военное время;
  • участвует в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся;
  • организует подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В зависимости от размера, специфики деятельности и категории организации по гражданской обороне должностные обязанности уполномоченного работника по гражданской обороне могут дополняться и детализироваться.

Комментарии

    54