Представлен проект контрольно-надзорного кодекса

Представлен проект контрольно-надзорного кодекса

Минэкономразвития России разработало проект нового закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре. По замыслу ведомства закон должен, во-первых, заменить действующий ныне Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ), а во-вторых, стать основой для создания новой, "с нуля", отрасли законодательства. Проект закона настолько тщательно проработан и скомпонован, что наименование "кодекс" подходит ему, кажется, больше.

Вся система контроля будет – по замыслу Минэкономразвития России – полностью переделана. Проверки – главная "валюта" текущей контрольно-надзорной деятельности – займут крайне скромное место в системе многочисленных мероприятий контроля и надзора, среди которых предложены и совсем экзотические.

Перечислим некоторые предложенные законопроектом новеллы:

  • также, как и сейчас, часть видов надзора будет осуществляться в отдельном, своем собственном, порядке, например, банковский, финансовый, акционерный, налоговый, оперативно-разыскные мероприятия и т. п., в том числе – надзор за соблюдением законодательства о рекламе (сейчас этот вид надзора подпадает под действие Закона № 294-ФЗ). Любопытно, что прокурорский надзор, согласно проекту, должен будет проводится "на общих основаниях", исключения для него не предусмотрено (сейчас – наоборот);
  • все обязательные требования, которые оформлены актами Правительства РФ, министерств и ведомств, принятыми до 1 января 2021 года, – перестанут быть предметом контроля. Ну и все акты, принятые в СССР и РСФСР, наконец, – тоже;
  • риск-ориентированная система останется, изменится только ее название и отдельные нюансы;
  • все должностные лица всех надзорных органов, осуществляющие надзор/контроль, будут именоваться одинаково – инспекторы. Инспекторы "при исполнении" должны быть одеты в форменную одежду;
  • будут разделять контрольно-надзорные действия и контрольно-надзорные мероприятия. Первые – это такие небольшие акции, направленные на добычу сведений и доказательств, – осмотр, допрос, отбор проб, эксперимент, отбирание письменных объяснений и т. п., и которые сами по себе, "просто так", проводиться не могут. Вторые – это, собственно, самостоятельные надзорные процедуры – проверка, рейд, закупка и т. п. Помимо этого, предусмотрен широкий ассортимент профилактических мероприятий (выдача рекомендаций, профилактический визит, меры поощрения за добросовестность и т. п.);
  • в числе профилактических, например, предусмотрено профилактическое сопровождение –это когда по отдельному договору между контролируемым лицом и надзорным органом последний предварительно оценивает состояние законности у поднадзорного лица и затем предоставляет рекомендации об оптимальном способе соблюдения обязательных требований. При этом проект закона прямо разрешает субъективное усмотрение руководителя надзорного органа по вопросам профилактического сопровождения;
  • еще одна новелла – профилактический визит: инспектор приходит, оценивает, дает рекомендации. Наказывать и выдавать предписания по итогам профвизита нельзя. Такой визит точно будет к новичкам – в течение первого года работы вновь открывшихся фирм, а к остальным – по обстоятельствам;
  • основания для надзорных мероприятий остаются примерно теми же, но вместо применяемой сейчас формулировки, связанной с угрозой или причинением вреда жизни, здоровью и прочим ценностям, предложена такая: "наличие достаточных достоверных данных, свидетельствующих о нарушении обязательных требований". Новая формулировка является очевидно более простой и удобной для всех сторон надзорного взаимодействия, при этом отдельное основание "факт причинения вреда жизни/здоровью" предусмотрен для, собственно, проверки и для выборочного контроля;
  • перечень надзорных мероприятий значительно расширится. Помимо уже знакомых бизнесу проверки, контрольной закупки и рейда инспекторы начнут проводить выездное обследование (инспектор приходит и сам, без взаимодействия с контролируемым, все осматривает, а если видит нарушения, – фиксирует их на фото- или видеокамеру); мониторинговую закупку (добыча образцов, которые затем отправят в лабораторию на исследование. Требования Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" не проверяются); выборочный контроль (изъятие образцов товара для исследования) и инспекционный визит (разновидность выездной проверки);
  • инспекторы вправе опрашивать свидетелей (очевидцев). И хотя опрос – дело добровольное, но их предупреждают об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Представители контролируемого лица свидетелями быть не могут;
  • инспектора можно отвести от проведения мероприятия по ряду причин. В том числе, если лично он пострадал от деятельности контролируемого лица (съел некачественный продукт, например);
  • все виды надзора будут занесены в специальный реестр. Если надзора в нем нет –проверять нельзя. Нет административного регламента – проверять нельзя. Нет положения о виде контроля – проверять нельзя;
  • все сведения о контрольных мероприятиях должны оперативно появляться в едином реестре проверок. Если на момент начала надзорного мероприятия никакой информации о нем в реестре проверок нет – инспектора можно не пускать и отказаться от общения;
  • у каждого ИП и юрлица будет собственный электронный личный кабинет – вероятно, в рамках портала контрольно-надзорной деятельности. Через кабинет можно будет, в том числе, передавать документы в надзорный орган;
  • по окончании проверки контролируемое лицо получит не только акт, предписание и протокол об АП (как сейчас), но и рекомендации по соблюдению обязательных требований.

Комментарии

    39