Науковед - повышение квалификации

Впереди нас ждет война с надзорными органами и время хирургии

Впереди нас ждет война с надзорными органами и время хирургии

В середине января во время выступления на пленарном заседании Гайдаровского форума премьер Д. Медведев посетовал на существование избыточной нагрузки на отечественный бизнес, которую оказывают контрольно-надзорные органы. Для решения этой проблемы глава правительства предложил ввести механизм «регуляторной гильотины», который направлен на устранение абсурдных и устаревших требований, а также уменьшение зарегулированности отдельных секторов экономики.

В случае запуска механизма все положения нормативных актов, включающие обязательные требования, которые не будут в особом порядке изменены либо одобрены автоматически утратят правовую силу. В первую очередь новшества должны коснуться экологии, транспорта, ветеринарии, промышленной безопасности и ряда других отраслей. Датой окончания пересмотра требований в соответствии с реалиями сегодняшнего дня назначено 1 февраля 2020 года. Полностью реформа должна завершиться до начала 2021 года – к этому времени, по словам российского президента, должно закончиться действие устаревших норм.

По словам главы Минэкономразвития М. Орешкина, обязательные требования к российским предпринимателям устанавливают свыше 9 тысяч нормативных актов. Существование неэффективных и избыточных положений увеличивает издержки бизнеса и вызывает повышенные трудозатраты контрольно-надзорных органов. «Регуляторная гильотина» обеспечит тотальную корректировку требований, сохранив только те, которые способны гарантировать безопасность и формировать механизм умного контроля.

Во время недавно прошедшего пленарного заседания Апрельской международной конференции ВШЭ вице-премьер К. Чуйченко, отвечающий за разработку законопроекта, предположил, что внедрение «регуляторной гильотины» может приобрести военный характер: "Работа, которая предстоит, в какой-то части будет носить характер войны, и мы это понимаем". По мнению чиновника, кардинальный пересмотр существующих требований к предпринимателям приведет к сопротивлению контрольно-надзорных органов, а делегирование реформы проверяющим существенно повышает шансы на ее провал.

Многие контролирующие органы не понимают, как нужно модернизировать систему, чтобы сделать ее современной и эффективной. Людям непросто признать, что их предыдущий многолетний труд практически не приносил общественно полезного результата. При этом их нельзя обвинять в этом, так как они пребывали в границах определенной парадигмы.

Чтобы реформа была результативной необходимо стимулировать руководство госорганов к изменениям. Они должны осознать отсутствие альтернативы изменениям, в противном случае реформой займутся другие чиновники контрольно-надзорных ведомств. Уделять пристальное внимание предыдущим мерам, связанным со снижением регулирующей нагрузки, не стоит. Сегодня нужно смотреть вперед, закончив пиление опилок, подчеркнул Чуйченко.

По его словам, понятие «регуляторная гильотина» не совсем верно отражает намеченную цель. Первое время мы были уверены, что время терапии подошло к концу, и настал период хирургии. Затем был введен в оборот термин «гильотина», но это, как известно, орудие убийства. Однако наша финальная цель – не убить, а сформировать нечто новое, пояснил вице-премьер.

Обновленная система контрольно-надзорной деятельности будет направлена на использование риск-ориентированного подхода. Он подразумевает проверку выполнения надзорными органами требований, связанных с минимизацией или полным устранением вероятных угроз.

Текст нового проекта закона, регулирующего деятельность контрольно-надзорных органов, будет подготовлен к началу лета. Далее его ждет обсуждение на площадке Петербургского международного экономического форума. По словам Чуйченко, процессуальный закон пребывает в хорошей стадии готовности, в качестве методологической основы при его разработке был использован советский Уголовно-процессуальный кодекс, который написан в образцовой юридической технике.

16 апреля 2019

Комментарии