Получение компенсации на средства индивидуальной защиты в ФСС: желания и реальность

В нашей стране существует весьма эффективный механизм защиты людей, занятых на вредных или опасных производствах: работодателей на законодательном уровне обязали обеспечивать своих сотрудников современными и инновационными средствами индивидуальной защиты.

А чтобы поддержать российского производителя СИЗ, компаниям предложили возвращать затраты на СИЗ отечественного производства в ФСС РФ.  Так с 2018 года поставки СИЗ происходят только при наличии заключения о подтверждении происхождения продукции на территории Российской Федерации, которое выдается Минпромторгом РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.08.2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» сроком на один год.

На первый взгляд, все прекрасно: и сотрудники защищены, и работодатель может получить компенсацию своих затрат! А что получилось на самом деле?

Практика поставок СИЗ за последние три года с учётом получения заключения показывает резкое снижение поставок современных СИЗ, что подтверждается данными ФСС РФ, а также данными российских поставщиков СИЗ: в 2016 году профинансировано 4,11 млрд. руб., что составило 40,6% от общей суммы, выделенной ФСС РФ на превентивные меры; в 2017 году –– 4,09 млрд. руб. (38,7%), в 2018 году (после введения заключения) – 2,76 млрд. руб., (24,8 %). Мы видим, что падение поставок СИЗ составило 33 %, а это неизбежно приведёт к росту производственного травматизма и профзаболеваний.

Обратите внимание, вместо поддержки российские производители и потребители получили дополнительные трудности и барьеры, а именно:

  • Заключение выдаётся на 1 год, хотя документы, на основании которых выдаётся это Заключение, действуют намного дольше. Например, сертификат соответствия техническому регламенту производители получают на 5 лет и т.д.
  • Большое количество дублирующих документов, которые направляются как в ТПП РФ, так и в Минпромторг РФ, например
  1. Протоколы испытаний, на основании которых уполномоченным органом выдан сертификат соответствия. (Зачем? Если сам сертификат никто не собирается оспаривать и не оспаривает).
  2. В таблицу «Производственные мощности» требуется отдельно прописывать мощности в отношении каждой модели изделия, т.е. если фабрика выпускает 50 моделей, то надо перечислить 50 раз всё оборудование (это сотни страниц).
  3. Если производитель получает 10 Заключений, то он на каждое Заключение предоставляет 10 Уставов и 10 выписок из ЕГРЮЛ (это ещё сотни страниц) и т.д.
  • Подача документов в Минпромторг РФ на получение Заключения осуществляется в бумажном виде (тысячи страниц на одно Заключение).
  • Много ошибок и опечаток при ведении реестра продукции, особенно в цифрах ТО (ТУ), т.к. все сведения заносятся в ручном режиме и в ТПП РФ и в Минпромторге РФ.

Ассоциация СИЗ вышла в Минпромторг РФ с инициативой:

  1. Срок действия Заключения выдавать на срок действия сертификата соответствия техническому регламенту на СИЗ, который производитель и так получает в обязательном порядке (т.е. увеличить срок действия Заключения с 1 до 5 лет).
  2. Исключить дублирование документов.
  3. Разрешить предоставлять документы, заверенные ЭЦП, в электронном виде и в Минпромторг РФ, и в ТПП РФ.

В результате трехмесячных переговоров чиновники Минпромторга согласились на компромисс – упростить схему подачи документов для тех производителей, кто подает документы повторно. Это уже большая победа ассоциации. Останавливаться на достигнутом в АСИЗ не готовы: работа над пересмотром сроков заключения о российском происхождении продолжается. Производители СИЗ не должны тратить драгоценное время на сбор огромного количества дублирующих бумажных документов, тратить на это сотни часов работы специалистов для подтверждения своего российского происхождения, а потребители не должны терять обеспечение безопасности своих работников за счёт компенсации по линии ФСС.

Комментарии

    23