Науковед - повышение квалификации

Тенденции развития охраны труда в 2019 году

Тенденции развития охраны труда в 2019 году

Новому порядку обучения быть или не быть?

Постановлению Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 в прошлом году исполнилось 15 лет! Разработка проекта нового порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда была запланирована на 2 квартал 2018 года. На сегодняшний день на портале проектов нормативных актов завершена процедура общественных обсуждений в отношении текста порядка и, судя по сводке, многие из высказанных замечаний учтены хотя бы частично и мы смеем надеяться, что он благополучно пройдёт антикоррупционную экспертизу, оценку регулирующего воздействия и будет зарегистрирован Минюстом. Как показывает сложившаяся правоприменительная практика, коррупционный потенциал действующего порядка огромен благодаря неоднозначной трактовке некоторых его положений.

Работаем по новым правилам

Согласно информации, размещённой на официальном сайте Минтруда, в 2018 году сохраняется устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма. Количество несчастных случаев с тяжёлыми последствиями (групповые, с тяжёлым и смертельным исходом) снизилось: за 11 месяцев 2018 года произошло 4 479 несчастных случаев с тяжёлыми последствиями, что на 3 % ниже, чем за аналогичный период 2017 года (4 614 случаев).

В 2018 году также отмечается уменьшение количества погибших на производстве: за 11 месяцев 2018 года погибло работников на 2 % меньше, чем за аналогичный период 2017 года (1 158 и 1 186 человек соответственно).

Количество погибших традиционно остаётся наиболее высоким по сравнению с другими видами экономической деятельности в строительстве, обрабатывающих производствах, сельском и лесном хозяйстве, в сфере транспорта, добыче полезных ископаемых.

С целью усиления профилактических мер и уменьшения числа производственных травм и профессиональных заболеваний работников Минтруд России проводит активную работу по актуализации действующих правил по охране труда, а также по разработке и изданию новых правил.

В первую очередь это касается правил по охране труда в отраслях, которые признаны наиболее травмоопасными в экономике. Утверждённые правила по охране труда обязательны для всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы.

В 2018 году разработаны и актуализированы правила по охране труда в организациях связи, на автомобильном транспорте, при проведении окрасочных работ.

Разработка правил ведётся с учётом конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией, а также лучших мировых практик.

Так, уже 29 января вступят в законную силу новые редакции сразу трёх правил по охране труда! Ратификация Россией Конвенции о безопасности и гигиене труда в строительстве привела к рождению приказа Минтруда России от 20.12.2018 № 826н, которым внесены изменения в:

  •  Правила по охране труда в строительстве , утверждённые приказом Минтруда России от 01.06.2015 г. № 336н;
  • Правила по охране труда при работе на высоте , утверждённые приказом Минтруда России от 28.03.2014 г. № 155н;
  • Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями , утверждённые приказом Минтруда России от 17.08.2015 г. № 552н.

Согласно изменениям:

1. Уточнено, что средствами подмащивания следует считать устройства, предназначенные для организации рабочих мест при производстве строительно-монтажных работ на высоте.

2. Работы под воздействием сжатого воздуха, а также работы на плоских и скатных крышах должны будут выполняться с соблюдением требований Правил по охране труда в строительстве.

3. Предусмотрена необходимость проведения испытаний лестниц перед их допуском к эксплуатации для выполнения работ на высоте.

4. При выполнении работ над поверхностными водными объектами, имеющими береговую линию, или на расстоянии ближе 2 метров от береговой линии должны быть обеспечены следующие меры безопасности:

  • предупреждение падения людей в воду;
  • обеспечение в достаточном количестве спасательными плавсредствами, которые соответствуют требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта , утверждённого постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 .

5. Установлено, что немеханизированный и механизированный ручной инструмент должен быть надлежащим образом сконструирован и изготовлен с учётом эргономических принципов, а также содержаться в хорошем рабочем состоянии согласно требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) и технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011).

При этом на работодателя возложена обязанность предоставлять работникам необходимые инструкции по безопасному использованию ручного инструмента в форме, понятной для работников и соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования".

9 апреля 2019 года вступят в законную силу Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утверждённые приказом Минтруда России от 27.08.2018 г. № 553н. Правила устанавливают требования к организации и осуществлению работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом напольного колёсного промышленного транспорта (авто- и электропогрузчики, электроштабелёры, ричтраки, авто- и электрокары, вагонетки), а также промышленного транспорта непрерывного действия (конвейеры, рольганги и транспортеры, пневмо- и трубопроводный транспорт), используемого при осуществлении внутризаводских производственных процессов.

Обращаем внимание, что указанные Правила не отменяют, но заменяют собой действие Правил по охране труда при эксплуатации внутризаводского транспорта от 07.07.1999 г. № 18 ПОТ РМ-008-99 и при эксплуатации конвейерного транспорта непрерывного действия от 17.06.2003 г. № 36 ПОТ РМ-029-2003. Правила № 553н были зарегистрированы в Минюсте 8 октября 2018 за № 52353, что делает их приоритетными в применении.

При этом в новых правилах указано, что эксплуатация автомобильного и железнодорожного транспорта, используемого при осуществлении транспортных операций между производственными подразделениями организации, проводится согласно правилам безопасности дорожного движения. Правила № 553н не распространяются на транспорт, выезжающий на дороги общего пользования. В этом случае работодателю необходимо руководствоваться новыми Правилами по охране труда на автотранспорте, утверждённые приказом Минтруда России от 06.02.2018 г. № 59н.

23 мая вступят в законную силу Правила переключений в электроустановках, утверждённые приказом Минэнерго России от 13.09.2018 г. № 757. Документом устанавливаются требования к разработке и утверждению инструкций по производству переключений в электроустановках, к персоналу, осуществляющему переключения в электроустановках, выдаче и выполнению команд (разрешений, подтверждений) на производство переключений, разработке и применению программ (типовых программ) и бланков (типовых бланков) переключений, организации, порядку и последовательности переключений в электроустановках.

Кроме того, на данный момент Минюст сообщил, что на государственную регистрацию поступил приказ Минтруда России от 29.12.2018 г. № 861н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта". Ждём-с!

Спецодежда по новым нормам

В прошлом году типовые нормы выдачи специальной одежды получили работники, занятые на геологических работах, в производстве строительных материалов и в лёгкой промышленности.

23 марта этого года как раз вступит в законную силу приказ Минтруда России от 10.12.2018 г. № 778н, утвердивший Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций лёгкой промышленности. Нормы предусматривают выдачу спецодежды и СИЗ для работников:

  • общих профессий (должностей);
  • шёлкового, шерстяного, трикотажного, швейного, кожгалантерейного, кожевенного, мехового и овчинно-шубного производств;
  • производства текстильной галантереи, нетканых материалов, кожаной обуви, искусственной кожи и технических тканей;
  • ряда иных производств.

В апреле 2019 года вступят в законную силу утверждённые приказом Минтруда России от 20.12.2018 г. № 827н Типовые нормы СИЗ работникам торфозаготовительных и торфоперерабатывающих организаций, которые заняты:

1) на болотно-подготовительных и гидротехнических работах;

2) на работах по добыче, сушке и уборке торфа;

3) на работах по переработке торфа:

  • в производстве торфяных брикетов;
  • в производстве торфоизоляционных плит;
  • в искусственном обезвоживании торфа.

Кроме того, атомщикам рекомендуем обратить внимание на вступивший в законную силу 9 января приказ Ростехнадзора от 04.12.2018 г. № 599 , которым внесены изменения в Перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации и для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии , утверждённый приказом Ростехнадзора от 21.07.2017 г. № 277 .

Так, Перечень продукции дополнен разделом XII "Средства индивидуальной защиты", в который в частности включены:

  • костюмы изолирующие - от химических факторов и радиоактивных веществ;
  • СИЗОД изолирующие и фильтрующие - от химических факторов и радиоактивных веществ;
  • СИЗ глаз и лица от ионизирующих излучений;
  • одежда специальная защитная - от химических факторов, в том числе одежда фильтрующая;
  • одежда специальная защитная - от радиоактивных веществ и ионизирующих излучений;
  • костюмы изолирующие - для защиты кожи и органов дыхания от радиоактивных веществ.
  • Специальная оценка условий труда: новшества

С 8 января 2019 года Федеральным законом от 27.12.2018 г. № 553-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и религиозные организации освобождены от проведения специальной оценки условий труда.

Спецоценка условий труда не должна проводиться в отношении условий труда работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.

Здоровье, прежде всего!

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.10.2018 г. № 353-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс, который дополнен статьёй 181.1, устанавливающей гарантии работникам при прохождении:

1. Работникам при прохождении диспансеризации предоставлено право на освобождение от работы на один рабочий день 1 раз в 3 года с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

2. Право на освобождение от работы на 2 рабочих дня один раз в год предоставлено работникам:

  • не достигшим возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение 5 лет до наступления такого возраста;
  • являющимся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет.

3. Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании письменного заявления. При этом день освобождения от работы должен быть согласован с работодателем.

Возмещение расходов на финансирование предупредительных мер: что нового?

С 28 января приказом Минтруда России от 03.12.2018 г. № 764н будут изменены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждённые приказом Минтруда России от 10.12.2012 г. № 580н.

Ключевых изменений три:

1. Страхователям предоставлена возможность направить на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году:

  • на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профзаболеваниями;
  • на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Объём средств можно будет увеличить до 30% при условии направления страхователем дополнительного объёма средств на санаторно-курортное «предпенсионеров».

Если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял два последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году, финансирования предупредительных мер, объём средств рассчитывается исходя из отчётных данных за 3 последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году. При этом объём средств не может превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в территориальный орган ФСС России в текущем финансовом году.

2. В перечень мероприятий, расходы на проведение которых может возместить работодатель, дополнительно включено санаторно-курортное «предпенсионеров».

3. Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер принимается:

  • территориальным органом ФСС России - в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 25 млн. рублей включительно;
  • территориальным органом ФСС России после согласования с ФСС России - в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 25 млн. рублей.

Соцстрах: стабильность

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 477-ФЗ определено, что в 2019 году и на плановый период 2020 и 2021 годов страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний должны уплачиваться в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".

При этом сохранены льготные тарифы - в размере 60% от установленного размера - для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.

Таким образом, размер страховых тарифов на травматизм по сравнению с 2018 годом останется неизменным.

К пилотному проекту по прямым выплатам ФСС присоединятся:

  • с 1 января 2019 года - Республика Ингушетия, Республика Марий Эл, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Камчатский край, Владимирская, Псковская и Смоленская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа;
  • с 1 июля 2019 года - Забайкальский край, Архангельская, Воронежская, Ивановская, Мурманская, Пензенская, Рязанская, Сахалинская и Тульская области;
  • с 1 января 2020 года - Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская и Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ;
  • с 1 июля 2020 года - Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области.

Гармонизация российского и международного трудового права

С целью изменения подходов к управлению в сфере охраны труда Минтруд России подготовил и внёс в Правительство России проект федерального закона, предусматривающий дополнение Трудового кодекса рядом концептуально новых норм.

Главные цели законопроекта - повышение эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, усиление динамики сокращения группового, тяжёлого и смертельного травматизма, повышение уровня культуры безопасного труда.

Основные изменения и дополнения предлагаемые законопроектом:

  • внедрение базового принципа предупреждения и профилактики, основанного на постоянном выявлении опасностей на рабочих местах, анализе и устранении причин этих опасностей для улучшения условий труда;
  • личное участие работников в обеспечении безопасных условий труда на своих рабочих местах;
  • введение учёта микротравм, полученных работниками, и анализ их причин;
  • наделение работодателя правом вести документооборот по вопросам охраны труда в электронной форме;
  • изменение подхода к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты посредством перехода от списочного принципа обеспечения к обеспечению в зависимости от условий труда на рабочих местах;
  • введение запрета на работу в опасных условиях труда;
  • внедрение института самостоятельной оценки работодателем соблюдения требований трудового законодательства, которая будет проводиться по заранее сформированному Рострудом перечню вопросов.

Принятие этого законопроекта позволит:

  • придать новый импульс улучшению условий труда на рабочих местах;
  • сохранить положительную динамику сокращения смертности и травматизма вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обеспечить снижение административной нагрузки и большую гибкость для работодателя в построении современной системы управления охраной труда, основанной на систематическом анализе, оценке и снижении существующих профессиональных рисков;
  • повысить информированность работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих профессиональных рисках, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты, а также обеспечить вовлечённость работников в обеспечение надлежащих условий труда.

Кроме того, с целью сближения и гармонизации требований охраны труда Российской Федерации с аналогичными нормами экономически развитых стран Российской Федерацией ратифицирована Конвенция МОТ № 167 "О безопасности и гигиене труда в строительстве".

С нового года начали действовать международные нормы социального обеспечения и оказания медицинской помощи в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями, так как Российская Федерация ратифицировала применение Женевской Конвенции от 28.06.1952 г. № 102 (Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 349-ФЗ).

Как это будет нормативно реализовано пока не ясно. Озадачивают две вещи.

1. Женщина, находящаяся на иждивении своего мужа, согласно Конвенции, имеет право наряду с детьми на попечение, при этом нет оговорки, что дети должны быть несовершеннолетними. Жена и дети должны получать утраченный доход из-за смерти или наступления инвалидности супруга. Однако если в результате производственной травмы погибнет женщина, её супруг-вдовец не получит содержание за потерю кормилицы.

2. Согласно Женевской Конвенции, покрываемые риски подлежат возмещению не только при наступлении потери трудоспособности (страховой случай), но и при болезненном состоянии. Но в 125-ФЗ об обязательном социальном страховании нет такого критерия, как болезненное состояние. На сегодняшний день застрахованному гарантируется страховое обеспечение только при трёх состояниях - временной или стойкой утрате нетрудоспособности и смерти, а страховой случай оформляется листком нетрудоспособности.

Минтруд и Ростехнадзор разделят полномочия

Ростехнадзор будет контролировать порядок выполнения работ на отдельных объектах, но не условия, в которых такие работы осуществляются.

Надзор за соблюдением требований охраны труда в целом (как и прочих требований трудового законодательства) останется исключительно в компетенции государственной инспекции труда.

Следуя этой логике, уточнён порядок осуществления госнадзора за соблюдением требований охраны труда при эксплуатации электроустановок и тепловых энергоустановок приказом Минтруда России от 15.11.2018 г. № 704н внесены изменения в Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждённые приказом Минтруда России от 24.07.2013 г. № 328н.

Согласно изменениям:

1. Надзор за соблюдением требований, установленных Правилами, должен осуществляться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в рамках федерального госэнергонадзора в соответствии с требованиями статьи 367 Трудового кодекса РФ.

2. За Рострудом и ГИТ сохранён надзор за соблюдением требований, предъявляемых к работникам, выполняющим работы в электроустановках.

Приказом Минтруда России от 15.11.2018 г. № 703н внесены изменения в Правила по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённые приказом Минтруда России от 17.08.2015 г. № 551н.

Изменениями предусмотрено, что надзор за соблюдением требований охраны труда при выполнении производственных процессов и эксплуатации тепловых энергоустановок передан федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный госэнергонадзор.

В остальной части, касающейся применения Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, надзорные мероприятия должны проводиться Рострудом и ГИТ.

На Федеральном портале проектов нормативных актов опубликовано уведомление о начале разработки проекта федерального закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части совершенствования механизма привлечения к ответственности за нарушение требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда.

Проект разрабатывается Ростехнадзором на основании Федерального закона от 19.07.2018 г. № 207-ФЗ "О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда".

Цель законопроекта - наделение Ростехнадзора полномочиями по привлечению к административной ответственности за нарушение требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда.

Планируется, что документ вступит в силу в январе 2020 года. Дата окончания публичного обсуждения - 9 апреля 2019 года.

Проверки: малый бизнес отправят на надзорные каникулы до конца 2020 года

Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 480-ФЗ установлено, что плановые проверки в отношении субъектов малого и среднего бизнеса запрещены с начала 2019 г. по конец 2020 г.

Всем остальным смотреть план проверок на 2019 год.

Уточнено, что в 2019-2020 годах в отношении субъектов малого и среднего бизнеса плановые проверки можно проводить только в следующих случаях:

  • в рамках видов госконтроля, по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности;
  • деятельность связана со здравоохранением, образованием, социальной сферой, теплоснабжением, электроэнергетикой, энергосбережением;
  • субъектом проверки ранее были совершены грубые правонарушения, и с даты окончания проверки прошло менее 3 лет;
  • плановые проверки по лицензируемым видам деятельности;
  • плановые проверки проводятся в рамках госнадзора за радиационной безопасностью, контроля работы аудиторских организаций, за защитой государственной тайны, в рамках федерального государственного пробирного надзора, за использованием атомной энергии.

Также отменены плановые проверки в рамках федерального госконтроля за тарифами в сфере водоснабжения и водоотведения.

Надеемся, что данный материал окажется полезен вам для формирования общей картины развития охраны труда в ближайшей перспективе и планирования работы. Каким будет этот год на самом деле, зависит от каждого из нас.

Следите за нашими публикациями, делитесь опытом правоприменительной практики с коллегами на наших традиционных встречах и не молчите в тот момент, когда законотворцы предлагают обсудить проекты нормативных актов!

Автор статьи: Светлана Подберезина

28 марта 2019

Комментарии